НЕ БУДИТЕ ВО МНЕ ЗВЕРЯ –
он и так не высыпается!
Жара стоит несусветная, и обостряются не только хронические, как утверждают медики, болезни, но человеческие взаимоотношения. Впрочем, бывают такие душевные состояния, которые впору отнести к самым тяжелым недугам. И что же делать, когда умом понимаешь, что неправа, но где и в чем – непонятно, соответственно, и как изменить ситуацию, совершенно не знаешь, а все вокруг до такой степени достало, что все время подавляешь желание крикнуть: «Оставьте меня в покое!!!»
«Я все время что-то кому-то должна. Дома – уборка, стирка, готовка, с детьми позаниматься, выслушать мужа, его родителей, своих родителей… И каждый хочет убедиться, что его любят и жалеют. В обед несешься на рынок, чтобы вечером тащить домой полные сумки с продуктами – кормить семейство. Хорошо, если кто-нибудь место уступит, а то едва втиснешься в автобус или маршрутку, где не то, что сесть – дышать невозможно. Подруга может позвонить далеко за полночь, чтобы поплакаться, какая она несчастная. Шеф в пятницу вечером может без колебаний заявить, что придется поработать в субботу, потому что «только ты с этим справишься» или выйти за кого-то, потому что «она так хотела поехать к родителям»… И этот порочный круг бесконечен…
Живу в ощущении, что меня на самом деле нет, что я – какая-то функция, неодушевленная субстанция на обслуживании всех и вся. Временами во мне все настолько бунтует, что хочется бросаться посудой, ломать мебель, кричать на любого, кто попадет под руку, а еще лучше – скрыться куда-нибудь в горы, пустыню, умереть, в конце концов! И не слышать бесконечных вопросов, поручений и назиданий! После приезда с дачи за мытьем помидор и банок для солений, от одного вида которых уже мутит, я чувствую, что во мне просыпается зверь, этакий не вовремя разбуженный гризли, и уже нет ни сил, ни желания его останавливать…»
Знакомо? Слышу дружный дамский хор: «Да!!!» Как ни странно, но этому нездоровому существованию нередко мы сами способствуем. Да-да!!! Если отбросить эмоции и попытаться холодным разумом проанализировать свое поведение, то можно выявить те самые точки отсчета, с которых все и начинается.
А начинается с любви. За которую надо бороться. Причем, женщины, и особенно – самые искренние, на редкость умело исключают себя из круга любви и заботы! Самоотверженная мамашка – наиболее распространенный тип. Мы мужественно взгромождаем на себя все, восторженно принося в жертву здоровье и жизнь, а когда силы оказываются на исходе, удивляемся потребительскому отношению к себе близких и коллег. Чему, скажите, удивляться, если дети растут, наблюдая нас сначала, пардон, с тыла (мытье полов, стирка, прополка огорода и прочее), а анфас видят измученными, уставшими? Да кто сказал, что им нужно именно это?
Конечно, чистота и порядок в доме – святое дело, вкусный ужин и обед – тоже. И все-таки гораздо важнее контакт с близкими плюс совместное обслуживание потребностей семьи. Ребенок сидит перед тарелкой с клубникой: «Мамочка, а тебе?» Мама светло улыбается: «Я не хочу». Через полгода съеденное мамой на глазах ребенка печенье, которого в доме завались, превращается в трагедию – ей не положено! Через 10 лет мама обескуражена: «Он меня ни во что не ставит, я с ним не справляюсь!» А что тут удивляться – сама себя так поставила. Разве с прислугой считаются? Из всех человеческих жертвоприношений цивилизация упорно сохраняет именно этот вид, бескровный, но не менее жестокий. Еще и «освящает» его! «В семье должен кто-то собой жертвовать», «женщина всегда чем-то жертвует», «всегда страдает семья или работа», «она всем для него пожертвовала, а он…» и etc.
Кстати, о семье и ее потребностях. Среди «мамашек» нередко встречается тип общественной хлопотуньи, этакой клушки. Она вечно вертится как белка в колесе на общее благо, что-то все время организовывает, борется за справедливость, заступается за обездоленных, несется через весь город утешать несчастного, забыв при этом про домочадцев, окружает заботой каждого, имевшего неосторожность попасть ей на глаза. В целом, адресат любви не имеет значения, – важен сам процесс и, как результат, слава «матери Терезы». Следует заметить, что окружающие не особо сопротивляются этому водопаду любви и заботы, однако, паче чаяния, не испытывают особой благодарности к «благодетельнице». Что тоже понятно – они же не просили ее, это ей надо. Стоп!
Вот здесь как раз и проявляется точка отсчета добровольного рабства. Помогать слабому надо. Но всегда ли тот, кому вы бросаетесь на помощь, нуждается в ней? Людям свойственно защищать себя от обязанности благодарить за то, чего они не просили, но не в силах отказаться от свалившегося на их голову благодеяния. И потому потихоньку пододвигают благодетельницу к мысли, что ее самоотверженность – естественное состояние, а ее жизнь на самом деле была бы бедна событиями и чувствами без этих хлопот. Апофеозом тайного воспитания становится внутреннее ликование благодетельницы от самой мысли еще раз послужить… Именно так устраиваются «подружки», внушая жертве необходимость утешать их в любое время суток из-за несчастной любви, развлекать за счет семейных дел, устраивать на ночлег или на квартиру и так далее.
Процесс благодеяния страшен тем, что затягивает. Нормальные люди быстро одумываются и «выпрягаются». Но есть особы к нему предрасположенные и это уже клинический случай, требующий вмешательства специалиста – психоаналитика.
С чего начинается? С усталости от домашних дел и с наркотического ликования по поводу их завершения. Но самое главное – с мысли, что можно жертвовать собою по мелочам. Раз отказавшись от отдыха, особенно от его «порочных» форм (лежала, глядя в потолок или читая книгу; гуляла в парке просто так; сидела в сквере на лавке, рассматривая кто во что одет), женщина понимает, каков выигрыш во времени. Те, кто засыпает с счастливой улыбкой от того, что все перестирано или кто стирает при бессоннице, или кто прежде, чем написать статью или реферат, сначала перечистит все столовое серебро и выполет заросшие грядки, меня поняли.
«Здесь мерилом работы считают усталость», а голос порядка звучит как «у-фф». Изнеможение – вот верный признак правильно проведенного дня. Дальше к нему добавляются отсутствие новых вещей в шкафу, плохой или старый крем, еда всухомятку на бегу, отказ от кофе или чашечки свежего чая («некогда!»). И вершина (или дно?) – стыд перед малейшим наслаждением, кроме патологического наслаждения усталостью. Стоит ли говорить, какие стороны личной жизни женщины, включая самые интимные, захватил процесс вымещения естественного наслаждения жизнью неестественными и рабскими заменителями…
Слышу-слышу возмущенные возгласы: «А кто должен стирать, готовить, убираться? И кому детей кормить, если женщина не будет работать, а мужа Митькой звали?» Да все верно! Я ведь не к безделью призываю, не к отказу от семейных обязанностей и эгоизму. Чего-чего, а эгоистов, любящих проехаться за чужой счет в нашем обществе и так с избытком – они сами плодятся, да и мы способствуем своим самопожертвованием. Мои размышления вызваны, во-первых, собственными наблюдениями и услышанными от подруг, соседей, коллег историями, во-вторых, желанием видеть хороших, целеустремленных, порядочных женщин счастливыми, а не изношенными старыми клячами. К тому же, разве уж такое хорошее дело мы делаем, если растим из собственных детей не приспособленных к жизни эгоистов, развращаем наших мужей чрезмерной заботой, не оставляя им права быть мужчинами? Больше доверия, милые дамы, своим домашним и меньше страха, что вас будут меньше любить. Любят ведь не за вкусный борщ и всегда чистые носки, а просто так. Потому что любовь либо есть, либо ее нет, это не зарплата, а дар Божий.
Сколько угодно людей со спорной внешностью и весьма скромными дарованиями спокойно берут от жизни то, что им, как многим кажется, не предназначено. Можно говорить о наглости – втором счастье, о непонятном везении. Но, если присмотреться, в центре успеха лежит их самое дружеское расположение к себе. И это воспринимается окружающими на невербальном уровне. И жертвенное «я готова быть обделенной!» – тоже. Мы все конструируем условия и разрушаем их. Любовь и нелюбовь мы насылаем на себя сами, действуя подсознательно. Человек, претендующий на внимание, любовь и уважение, должен и держаться соответственно. Не высокомерно, но – соответственно.
Помните библейское «Возлюби ближнего своего как себя самого»? Так вот это и есть формула успеха. Если ты не умеешь любить себя, как можно утверждать, что любишь других? А если, жертвуя собой, ты ждешь от тех, кого облагодетельствовал этой жертвой, признательности до гробовой доски, то про любовь вообще не следует говорить. Ее здесь нет и в помине! И не жалуйся на одиночество и непонимание – кого могут привлечь уныние, постоянная грусть и чувство вины? Существовать в такой атмосфере невыносимо!
Что же делать? Учиться жить широко, позволяя себе роскошь, советуют психологи. Нас приучили к тому, что скромность поощряется. Однако, пользуясь тем, что хорошо, вы не обделяете других. Никто не призывает идти по головам сослуживцев или пренебрегать жизненно необходимыми потребностями детей. Для начала выберите один-два пункта из числа «я не могу себе этого позволить». Это может быть чашка свежего кофе, сваренного в турке, или свежезаваренного чая утром только для себя. Или неторопливая вечерняя прогулка налегке вместо бега с неподъемными сумками с работы и вечера у плиты. Или что-то еще – подумайте. Главное, настрой: «Я этого достойна!»
Разговор мы еще продолжим в ближайших номерах с профессионалами из Центра развития «Личность и карьера». А пока – добро пожаловать на ярмарку идей и товаров «Ќанатты Јйел – Окрыленная женщина-3» в Казахский драматический театр, которая открывается сегодня в 10.00. Там есть, чему поучиться у женщин, нашедших равновесие между семьей, карьерой и саморазвитием.
№31 05.08.2010 г. Анна ПАНИЩЕВА.
Центр Развития "Личность и Карьера"
Виды деятельности: Образование и наука (учебные центры, курсы и тренинги) Подробнее…
Организации - партнеры
- Атамекен
- Департамент поддержки предпринимательства ЗКО
- ТОО "Акела"
- ПСП "Серик"
- Союз женщин Приуралья "
- Ассоциация психологов Казахстана